Только до 30.03
Онлайн-марафон «Сила рода»
Примите участие и получите подарки
Примите участие в онлайн-марафоне «Сила рода» и получите подарки
Принять участие
Хочу здесь учиться
Заказать звонок

Детские психологические травмы: виды, признаки, последствия

20.02.2025
844
Время чтения: 15 минут
Обновлено: 20.02.2025
Сохранить статью:
Детские психологические травмы

Какие причины? Детские психологические травмы провоцируют жестокость, потеря близких, развод родителей, неправильное воспитание, отсутствие внимания со стороны взрослых, а также частые конфликты в семье.

Какие последствия? Детские психологические травмы провоцируют проблемы с самооценкой и уверенностью в себе, трудности в общении с другими людьми, повышенную тревожность и даже появление вредных привычек и зависимостей. Поэтому не нужно их игнорировать, стоит приложить максимум усилий для избавления от них.

Что такое детская психологическая травма

Общеизвестно, что фундамент психики, определяющий личность во взрослом возрасте, формируется именно в детстве. Ситуации, которые могут привести к отклонениям от нормального развития, называются негативным опытом. Он способен оставить глубокий след в душе ребенка и исказить его восприятие окружающего мира и самого себя. Если эти искаженные представления не корректируются с течением времени, они постоянно дают о себе знать в реакциях и действиях человека, что и называется детской психологической травмой.

Детские психологические травмы — это эмоционально тяжелые, стрессовые события, которые могут нанести колоссальный ущерб физическому и ментальному здоровью личности, исковеркав всю ее дальнейшую жизнь.

Принято считать, что детская психологическая травма возникает в двух случаях, когда речь идет о ситуациях, угрожающих психологическому благополучию и развитию ребенка:

  • внезапные, резкие события, такие как насилие, утрата близких, расставание родителей;
  • хронические, длительно присутствующие в жизни ребенка обстоятельства: конфликты между родителями, пренебрежительное отношение, оскорбления.

Хотя подобные события не всегда приводят к психологическим детским травмам, практически каждая детская психотравма связана именно с такими ситуациями.

Внезапные травмирующие события активируют физиологию, провоцируя разнообразные вегетативные симптомы: гипергидроз, тремор конечностей, тахикардию. Нейронные цепи транслируют сигнал угрозы, инициируя эмоциональный отклик, но адекватная реакция невозможна или крайне затруднена.

Что такое детская психологическая травма

Изображение подготовлено с помощью нейросетевых технологий

Индивид утрачивает способность к бегству, нападению или замиранию (становясь незаметным для источника опасности). Происходит блокировка эмоций. При длительной и передающейся сквозь поколения психотравме осознание прекращает участвовать в идентификации травмы. Острое травмирование чревато формированием ПТСР.

Психологическая травма неизбежно сопряжена с душевными муками, фокусом которых выступает специфическое эмоциональное состояние.

Психотравма неразрывно связана со следующими компонентами:

  • Гиперстимуляция.
  • Ощущения паники, беззащитности, ярости, потери управления.
  • Нехватка ресурсов и навыков для преодоления ситуации.
  • Зацикленность на произошедшем.
  • Последующие психологические защиты, такие как: провалы в памяти, отрицание влияния события, обесценивание, инверсия смысла.
  • Застревание и интрапсихический конфликт. Нередко после травмы возникает внутренний диссонанс, способствующий фиксации на травме: «Действительно ли я все сделал правильно?», «Вероятно, это случилось по моей вине…», «Я плохой, поэтому со мной так и обращались!».
  • Манифестация травмы в форме аффективных переживаний: ужаса, тревожности, подавленности, паники, а также многочисленных соматических реакций, рекуррентных ночных кошмаров.

Увы, психические травмы не редкость в наши дни. Ежегодно в экономически развитых государствах от 4 до 16% несовершеннолетних сталкиваются с жестоким обращением, а каждый десятый ребенок страдает от недостатка заботы или психологического насилия.

Согласно данным американской организации, изучающей травматический стресс у подрастающего поколения, две трети молодых людей до 16-летнего возраста успевают пережить минимум одно травмирующее событие, будь то жестокость, буллинг в учебном заведении, утрата близкого человека, дефицит родительского внимания или тяжелый недуг.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения, каждая пятая женщина и каждый мужчина в детстве подвергались актам сексуального надругательства.

Закономерности детских психологических травм

Психологические детские травмы во взрослой жизни могут оказывать существенное влияние, даже если кажутся забытыми. Детские травмы и их психологические последствия взаимосвязаны следующим образом:

  • Детская травма всегда застает врасплох. Невозможно подготовиться к ней, она оставляет у ребенка ощущение беспомощности и уязвимости. Ребенок может эмоционально «замереть», впасть в оцепенение, не всегда способен понять, как реагировать на травмирующую ситуацию. Чувства приходят значительно позднее: боль, ужас, стыд и др. Травму, которую нельзя «переварить», психика может вытеснить, но, как уже упоминалось выше, однажды она может вернуться и вызвать множество проблем.
  • Психологические детские травмы, как правило, происходят в ситуациях, неподвластных ребенку, он не может контролировать их и остается беззащитным перед изменениями, которые травма привносит в его жизнь. Отсюда могут возникнуть нетерпимость к непредсказуемости, стремление полностью контролировать свою жизнь, постоянный просчет возможных последствий, тревожное состояние.

[typical]

  • Посттравматический мир ребенка трансформируется. Если прежде он полагал, что вселенная благосклонна к нему, все его обожают, то после психотравмы реальность становится антагонистичной, самооценка снижается (ребенок может считать себя глупым, непривлекательным).
  • Высока вероятность ретравматизации. Это означает, что, повзрослев, индивид неосознанно инсценирует и репродуцирует психотравмирующие ситуации, провоцирующие определенные эмоции. К примеру, если девочку избивали в детстве, она может подсознательно выбирать партнера, который также будет применять к ней физическое насилие.
  • Психотравма препятствует ребенку ощущать себя счастливым, даже когда он вырастает. То, что было с ним до травмы – радость, триумф, безмятежность, родительская любовь. После травмы вселенная меняется, и все позитивное становится предвестником надвигающейся катастрофы.
  • Психотравмирующий случай может быть не единичным явлением, а регулярно повторяющимся. Например, непрерывная критика ребенка, психологический прессинг, перманентное чувство вины и так далее. Растущий ребенок может усвоить деструктивные убеждения: «я обуза для всех», «меня никто не любит». Это разрушает его душевное здоровье и усугубляет психологические раны. Трансформировать подобные паттерны трудно, поскольку малыш не представляет своего существования без этих глубоких убеждений.
  • Ранняя психологическая травма труднее поддается коррекции. Болезненные события стираются из памяти, глубоко внедряются в психику маленького человека, формируя фундамент разрушительного мировосприятия.

Виды детских психологических травм

Какие бывают детские психологические травмы? Их можно разбить на пять групп:

  • неприятие со стороны социума (пренебрежение, изгнание, предательство);
  • разрушение межличностных связей (размолвки, противоречия);
  • утрата (кончина родителей или прочих родственников);
  • сложности со здоровьем;
  • физическое или эмоциональное насилие.

Виды детских психологических травм

Изображение подготовлено с помощью нейросетевых технологий

Причины детских психологических травм могут вытекать из негативных событий, значительно повлиявших на ребенка. Нередко родители и окружающие неосознанно формируют глубокие психологические раны у детей своим поведением. Наиболее частыми источниками детских травм являются:

  • Болезни. Хронический дискомфорт и недуги, сковывающие социальную активность, подвижность и обучение ребенка, регулярные болезненные состояния, порождающие тревогу и страдания – все это развивает ощущение уязвимости и бессилия. Став взрослым, такой человек часто проявляет избыточную мнительность, постоянно подозревая у себя разнообразные болезни и чрезмерно полагаясь на лекарственные средства.
  • Эмоциональное давление. Стремясь воспитать успешную и достойную личность, близкие порой злоупотребляют эмоциональным прессингом или прибегают к телесным наказаниям. В итоге формируется либо закомплексованный, подавленный индивид, либо личность, демонстрирующая враждебность по отношению к другим людям.
  • Обман и несправедливые действия со стороны значимых взрослых наносят глубокие раны. То, что старшим кажется незначительным эпизодом, для детской психики может стать разрушительным потрясением, порождающим комплекс неполноценности, глубокую обиду и стойкое недоверие к окружающей реальности.
  • Дефицит родительской заботы и теплоты может привести к тому, что, достигнув зрелости, человек сохранит эмоциональную отстраненность и неспособность выражать чувства к окружающим.
  • Утрата родных людей. Взрослые с трудом справляются с потерей близкого человека, а для детской психики это особенно тяжело. Ребенок уходит в себя, избегает контактов с людьми.
  • Зависимости родителей (алкоголизм, наркомания, игромания). Предоставленный себе ребенок взрослеет раньше времени, берет опеку над родителями на себя, теряет способность доверять людям и пытается держать все события под строгим надзором.

Признаки детских психологических травм

Детские психологические травмы у взрослых способны проявляться различными симптомами:

  • Эмоциональная сфера. Даже при минимальном сходстве ситуации с травмирующим опытом, индивид может отреагировать чрезмерной тревогой, паникой, ступором и т.д.
  • Поведенческие реакции. Поведение может стать излишне пассивным, поскольку ребенку и взрослому придется сдерживать непрерывные сигналы тревоги, ощущаемые изнутри. Или, наоборот, индивид начнет вести себя возбужденно, так как тревога будет находить выражение в действиях. И у детей, и у взрослых в равной мере может развиться СДВГ.
  • Гормональная и гомеостатическая системы. Нормальным ответом на стресс у взрослых является повышение уровня адреналина и кортизола в крови. У лиц с хронической травмой концентрация кортизола будет слишком низкой. Частыми спутниками становятся головные боли, простудные заболевания, проблемы со сном.
  • Система восприятия реальности искажается, нарушается оценка внешнего и внутреннего мира. Вследствие этого страдает самооценка, восприятие других людей также подвергается сильным искажениям или упрощается до нескольких критериев (плохой-хороший, добрый-злой).
  • Детские психологические травмы зачастую вызывают у человека чувство изолированности от окружающих из-за трудностей в выражении своих эмоций. Любой контакт с другим индивидом может восприниматься как угрожающий, поэтому травмированная личность нередко страдает от одиночества.
  • Когнитивные функции могут ухудшаться: у детей это в первую очередь способность к усвоению новых знаний, у взрослых может практически отсутствовать стремление к познанию нового, в том числе по причине нарушений концентрации внимания, памяти и мыслительных процессов.

У людей с непроработанными детскими травмами в дальнейшем повышается риск развития различных нарушений: депрессивных состояний, личностных дисфункций, зависимого поведения, девиантных проявлений, психосоматических заболеваний. Детские психологические травмы у взрослых могут обнаруживать себя через симптомы ПТСР.

Опасность детских психологических травм

Каждая психологическая рана влияет на формирование и социальную адаптацию растущей личности. Ребенку трудно выстраивать дружеские связи, поддерживать контакты, осваиваться в незнакомой среде, появляются навязчивости и страхи. Усиливается тревожность, поведение может не соответствовать принятым общественным стандартам.

Какие последствия ожидают человека, если детские травмы остались невылеченными к моменту взросления? Рассмотрим психологические последствия детских травм в зрелом возрасте.

Вот ключевые признаки психологических травм детства, проявляющиеся во взрослой жизни:

  • Фальшивый образ – при отсутствии родительского принятия ребенок может создавать искусственную личность, чтобы заслужить любовь. Во взрослом возрасте эта «маска» становится привычной, человек теряет связь с истинным «я». Внешне все может выглядеть благополучно, но внутреннего счастья нет.
  • Синдром жертвы – переживание собственной беспомощности в детстве формирует деструктивное мышление и убежденность в невозможности перемен. Человек непроизвольно принимает роль жертвы и фиксируется в этом состоянии надолго. Утрачивается способность управлять своей судьбой, доминирует ощущение бессилия и неспособности повлиять на ситуацию.
  • Подавленная агрессия — когда в детские годы ребенку не позволяли здраво выражать гнев, это трансформируется в скрытую или пассивную враждебность. Невыраженные негативные эмоции разрушают организм изнутри, провоцируя различные заболевания.
  • Эмоциональная холодность, апатичность — возникают во взрослой жизни как следствие родительского отвержения в раннем возрасте.

Зависимость детских травм и вредных привычек у взрослых

Травматичный детский опыт, включая эмоциональное пренебрежение, игнорирование чувств или физическое насилие, значительно повышает вероятность формирования алкогольной или наркотической зависимости в будущем.

Зависимость детских травм и вредных привычек у взрослых

Изображение подготовлено с помощью нейросетевых технологий

Это может быть обусловлено особенностями развитиям нейронов мозга.

Сбои в функционировании дофаминовой системы

Это комплекс нейронных структур, обменивающихся сигналами посредством нейротрансмиттера дофамина. Он обеспечивает ощущение приятного ожидания и мотивирует нас к достижению целей.

Нехватка эмоционального контакта с родителями может нарушить развитие дофаминовой системы, а пережитые травмы — уменьшить число рецепторов этого нейромедиатора.

В одном из исследований выявили, что у жертв сексуального насилия наблюдаются отклонения в кровоснабжении червя мозжечка. Эта зона влияет на дофаминовую систему среднего мозга и считается ключевой в развитии аддикций.

Если ребенок подвергался насилию или испытывал дефицит внимания, есть вероятность, что во взрослой жизни у него нарушится способность наслаждаться межличностными связями и следовать социальным нормам. Вследствие этого он может прибегать к альтернативным способам стимуляции системы вознаграждения — наркотикам, промискуитету или агрессивному поведению.

Дисфункции гиппокампальной области

Хронический стресс может вызвать стойкое повышение уровня кортизола, что негативно влияет на гиппокамп — отдел мозга, отвечающий за формирование воспоминаний и эмоциональную регуляцию.

В научном исследовании выявили, что у пациенток с депрессивным расстройством, подвергшихся сексуальному насилию, размер левого отдела гиппокампа уменьшился на 18% по сравнению с женщинами без травматического опыта.

Дисфункции этого участка мозга часто обнаруживаются у людей с расстройствами пищевого поведения и избыточной массой. Гиппокамп перестает подавлять удовольствие от еды после насыщения, что провоцирует систематическое переедание и прибавку веса.

Повышенная активность миндалины

Миндалина — компонент лимбической системы, отвечающий за реакцию на стресс и запускающий ответ «сражайся или беги». У лиц, подвергавшихся насилию в детском возрасте, наблюдается гиперреактивность этой мозговой структуры, а также усиленная связность между амигдалой, гиппокампом и префронтальной зоной коры.

Психотравмирующий опыт приводит к тому, что стрессовая система активируется даже на незначительные раздражители, вызывая хроническую тревогу и напряженность.

Пытаясь снять стресс, люди прибегают к употреблению спиртного и иных психоактивных веществ или развивают зависимость от социально одобряемых действий.

Изучая, какие есть детские психологические травмы, ученые выявляют их долгосрочное действие на здоровье и поведение. Исследования связи детских психологических травм и их последствий – обширная область. Джон Боулби, пионер теории привязанности, подчеркивал влияние ранних отношений на развитие личности и устойчивость к стрессу. Его работы, наряду с Мэри Мэйн, изучавшей дезорганизованную привязанность, заложили фундамент для понимания травмы.

Бессел ван дер Колк, автор книги «Тело помнит все», акцентирует соматическое воздействие травмы, показывая, как переживания фиксируются в теле, влияя на физическое и психическое здоровье. Винсент Фелитти и Роберт Анда провели новаторское исследование неблагоприятных детских переживаний (Adverse Childhood Experiences, ACEs), демонстрируя прямую зависимость между количеством пережитых травм в детстве и риском развития различных заболеваний во взрослом возрасте. Эти исследования продолжаются и углубляются многими современными психологами и нейробиологами.

Существуют и менее изученные пристрастия, способные нанести значительный ущерб. Аддиктивное поведение может формироваться из-за связи с гаджетами, онлайн-играми, интимной жизнью, питанием, эротическим контентом, романтическими связями, трудоголизмом или шопоголизмом. Люди прибегают к этим занятиям, чтобы справиться с эмоциями и собственной уязвимостью, получить облегчение и отвлечься от своих проблем.

Основная сложность с поведенческими аддикциями заключается в том, что их триггеры невозможно полностью исключить из повседневности. Такие активности, как работа, шопинг, использование гаджетов или прием пищи, являются частью обычной жизни. Именно поэтому такие зависимости труднее выявлять и держать под контролем.

При возникновении скуки или всплывающей душевной боли из прошлого, человек может социально приемлемым способом отвлечься с помощью еды, спорта, компьютерных игр или новых романтических связей. И чем сильнее эти занятия помогают избегать своих чувств, тем вероятнее формирование зависимости и снижение уровня жизни.

Склонность подавлять эмоции перееданием может привести к лишнему весу, одержимость фитнесом – к истощению и повреждениям, неконтролируемая тяга к покупкам способна вызвать финансовые проблемы, а чрезмерное погружение в работу – разрушить личную жизнь и семейные узы.

Неочевидные последствия детских травм у взрослых

  • Травматичный опыт и родительское пренебрежение в раннем возрасте — нарушения пищевого поведения у взрослых

Индивиды, испытавшие в детстве домашнее насилие (лично или как свидетели) или столкнувшиеся с безответственностью родителей, имеют повышенный риск развития ожирения в зрелости. Более того, подростки и молодежь с таким прошлым в 5 раз чаще страдают от расстройств пищевого поведения по сравнению с теми, кто не подвергался жестокому обращению в детские годы.

  • Аддиктивное поведение родителей в прошлом — чрезмерная ответственность в зрелости

Дети, выросшие в семьях с алко- или наркозависимыми родителями, могут стать излишне обязательными взрослыми. Им часто сложно отпустить контроль и наслаждаться жизнью. Это результат вынужденного «родительства» по отношению к маме или папе и вовлечения в недетские проблемы. Как следствие, такие люди лишаются беззаботности дважды: и в детстве, и во взрослой жизни, неся бремя гиперответственности.

  • Психологическое давление в детстве — тенденция к сокрытию истинных взглядов в зрелости

Пережитое в детстве эмоциональное насилие оставляет глубокий след. Взрослые, испытавшие это в ранние годы, зачастую избегают любых разногласий и опасаются выражать мнения, которые могут вызвать несогласие окружающих. Более того, им может быть трудно отстаивать свои интересы, и они предпочитают не раскрывать свои подлинные мысли и чувства.

  • Чрезмерное увлечение телевизором в детские годы — затруднения в коммуникации во взрослой жизни

Беспокойство родителей о негативном влиянии телевидения на детей может иметь под собой основания, но не по самым очевидным причинам. Исследования показывают, что длительное времяпрепровождение перед экраном может отразиться на развитии социальных навыков ребенка. Проблема заключается не столько в контенте телепередач, сколько в самом факте их просмотра.

Неочевидные последствия детских травм у взрослых

Изображение подготовлено с помощью нейросетевых технологий

  • Насилие в детстве — сложности с установлением личностных границ

Индивиды, испытавшие жестокость в детстве, часто становятся уязвимыми для манипуляций и испытывают трудности с установлением личных границ в отношениях (порой даже с собственными детьми). Они нередко берут на себя роль «опекунов» для друзей и родных, заботясь обо всех в ущерб собственным интересам.

  • Материальные лишения в детстве — ослабленная кратковременная память в зрелости

Исследование, проведенное в Орегонском университете, выявило, что люди из малообеспеченных семей имеют худшие показатели кратковременной памяти. Это обусловлено негативным влиянием стрессовой среды на формирование навыков, необходимых для мышления, изучения, концентрации и развития лексикона. Таким образом, бедность не только ограничивает доступ к ресурсам в детстве, но и оставляет след во взрослой жизни, даже если человек преодолел финансовые трудности.

  • Ограничение самостоятельности в детстве — склонность к созависимости в зрелом возрасте

Некоторые родители, стремясь «сделать как лучше», жестко контролируют выбор детей: от игрушек и одежды до еды и друзей. Однако тем самым они внушают ему, что он не способен принимать решения самостоятельно, и что власть над его жизнью принадлежит другим. В результате во взрослой жизни такой человек рискует оказаться в созависимых отношениях, выбирая партнеров, полностью доминирующих в союзе, и эмоционально зависят от них. Это явно не тот сценарий, которого желали бы родители для своего ребенка.

Хотя определенная эмоциональная взаимозависимость присуща всем отношениям, в созависимых связях люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха отвержения или гнева партнера.

  • Родительский развод в юности — повышенные ожидания от партнерских отношений в зрелости

Наблюдая за неудачным браком родителей, дети формируют представление о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт между матерью и отцом и последующий разрыв совпадают с периодом формирования личности ребенка. Неудивительно, что во взрослой жизни такие люди могут придавать особое значение поддержанию отношений, любви, верности и эмпатии. Это положительно, пока ожидания не становятся чрезмерными — в таком случае человеку может быть трудно найти подходящего партнера.

  • Эмоциональные потрясения в детские годы — риск аутоиммунных расстройств и хронических болевых синдромов во взрослой жизни

Детский опыт влияет не только на личность человека и его социальные навыки, но и на физическое состояние. Так, люди, перенесшие детскую психологическую травму, могут быть более склонны к аутоиммунным заболеваниям, таким как ревматоидный артрит, а также к бессоннице и тревожным расстройствам, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса способно вызвать долгосрочные изменения в иммунной системе.

  • Запрет на обсуждение финансов в юности — финансовая неграмотность в зрелом возрасте

Дети смутно понимают концепцию денег, но активно впитывают эмоциональное отношение родителей к этой теме. Если в семье табуируется обсуждение финансовых вопросов или эта тема неизменно провоцирует конфликты и тревогу, то ребенок, выросший в такой атмосфере, может испытывать страх перед финансовыми решениями во взрослой жизни. Это может проявляться в необдуманных тратах, неспособности планировать бюджет, склонности к долгам или стремлении переложить финансовую ответственность на других.

  • Психоэмоциональные травмы, нанесенные родителями, — тяга к нездоровым отношениям в зрелости

Индивиды, перенесшие травматичный опыт от родителей в детстве, во взрослой жизни могут неосознанно стремиться к деструктивным связям. Это касается как, так и профессиональных отношений. Даже стремясь избежать негативного опыта, они часто выбирают людей, соответствующих их травматическому паттерну. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры или авторитарные руководители. В результате происходит ретравматизация через повторение прошлых сценариев.

Избавление от детских психологических травм

Детские психологические травмы проработать самостоятельно сложно, но возможно при правильном подходе. Специалисты в области психотерапии часто подчеркивают важность установления связи с раненым внутренним ребенком для преодоления психологических травм. Этот образ символизирует эмоциональный багаж детства, продолжающий влиять на взрослую жизнь.

Понятие «внутренний ребенок» — это концепция, разработанная в рамках психотерапии и популярной психологии. Наиболее тесно с ней связывают имя Эрика Берна, создателя трансакционного анализа. Берн рассматривал «Ребенка» как одно из трех эго-состояний личности (наряду с «Взрослым» и «Родителем), отражающее чувства, поведение и мышление, свойственные детству.

Понятие также развивалось в работах Артура Янова (праймал-терапия), Элис Миллер (анализ травмы детства) и Джона Брэдшоу (работа с внутренним ребенком при зависимостях).

Хотя прямое нейробиологическое подтверждение «внутреннего ребенка» как отдельной структуры мозга отсутствует, исследования в области психологии развития, травмы и нейропластичности (например, работы Siegel, D. J. (2010). Mindsight: The New Science of Personal Transformation) предоставляют косвенную поддержку идее о том, что детские переживания формируют устойчивые паттерны поведения и эмоциональные реакции, которые могут активироваться и влиять на взрослую жизнь.

Проявление «раненого ребенка» характеризуется тем, что взрослый человек регулярно воспроизводит те же травмирующие ситуации и деструктивные модели поведения, которые он усвоил в детстве от своего окружения.

Например, если девочка в детстве часто становилась свидетелем насилия отца над матерью, то, повзрослев, она может неосознанно выбирать партнеров, склонных к агрессивному поведению.

Избавление от детских психологических травм

Изображение подготовлено с помощью нейросетевых технологий

Детские эмоциональные травмы и их последствия для психического здоровья поддаются коррекции. Как проработать детские травмы самостоятельно? Психологические практики предлагают ряд методов, помогающих выявить негативные шаблоны, усвоенные в раннем возрасте, и трансформировать внутреннего ребенка.

Техника пустого стула

Суть метода: специалист размещает перед вами пустой стул, предлагая вообразить на нем значимую персону, например, одного из родителей.

Происходит «беседа» с представляемым оппонентом, где вы делитесь внутренними переживаниями или рассказываете о том, чего не хватало в ранние годы. Специалист может предложить «сменить позиции», где вы примеряете роль воображаемого собеседника.

Это метод особенно эффективен в ситуациях, когда значимые люди из прошлого не могут реально участвовать в лечебном процессе. Он помогает возобновить контакт с давними эмоциями и теми гранями личности, которые вы пытались игнорировать или подавлять через аддикции или саморазрушающее поведение.

Восстановив связь с собственными эмоциями и воспоминаниями, вы сможете понять их воздействие на текущее поведение и определить способы конструктивных перемен.

Схематическая терапия

Эта методика результативна для людей с проблемами в общении и тех, кто стремится преодолеть влияние детских психологических травм.

Дети, взрослеющие в дисфункциональной атмосфере, вырабатывают защитные механизмы, травматичный опыт, чувства и взгляды на себя и мир, которые позже становятся источником дезадаптации и неверных поведенческих реакций.

Этот терапевтический метод объединяет элементы когнитивно-поведенческой терапии, концепции привязанности и иных практик. Это один из эффективных методов коррекции детских психологических травм.

В процессе терапии специалист применяет методики «корректирующего опыта», помогая травмированной детской части личности пациента развить здоровые способы удовлетворения эмоциональных нужд.

Используя разнообразные инструменты: беседы, проигрывание ситуаций, дневниковые записи, освоение жизненных компетенций — вид терапии формирует новое восприятие себя и окружающих, помогает преодолеть избегающее поведение и другие дезадаптивные паттерны.

ДПДГ

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) – терапевтический подход, базирующийся на закономерностях нейронного процессинга. Он способствует снижению интенсивности болезненных эмоций, связанных с психотравмирующими ситуациями прошлого, которые проявляются через обсессивные мысли, флешбэки, беспокойство, фобии и приступы паники.

В процессе терапии клиент отслеживает взглядом перемещающиеся предметы (как правило, пальцы психотерапевта), параллельно концентрируясь на дискомфортных внутренних образах, идеях и телесных ощущениях, связанных с пережитым травматическим опытом.

Эта методика активирует работу обоих полушарий головного мозга, помогая пациенту преодолеть закрепленный травматический отклик. Ритмичные глазодвигательные упражнения и внимание к внешним стимулам позволяют извлечь, трансформировать и нейтрализовать травмирующие воспоминания, вызывающие или усиливающие текущие сложности.

Описанные и иные терапевтические подходы способны помочь восполнить те базовые эмоциональные потребности, которые не были реализованы в детские годы, и залечить давние душевные раны, препятствующие полноценной жизни, показывая, как проработать детские психологические травмы эффективно.

Часто задаваемые вопросы о детских психологических травмах

Как справиться с зависимостью, вызванной психоэмоциональной травмой?

В первую очередь важно прекратить уклоняться от нерешенных трудностей или эмоционально отстраняться от них. Стремление подавить душевную боль с помощью еды, интимной близости или спиртного не улучшит ситуацию. Для выявления проблемы эффективны практики осознанности. Они позволяют выяснить, в какие моменты возникает непреодолимое желание погрузиться в привычные удовольствия и какие чувства пытаетесь этим заглушить.

К примеру, медитативные техники отлично развивают чуткость к своему внутреннему миру. Однако справиться с давней психологической травмой, порождающей дискомфортные состояния, без помощи специалиста сложно. Психика мастерски маскирует травмирующий опыт, поэтому самостоятельно обнаружить его способен не каждый.

Как самостоятельно лечить детские психологические травмы?

Преодолеть последствия душевной травмы самостоятельно почти невозможно. Работа с психотерапевтом дает возможность заново проработать болезненные события и, используя жизненный опыт и рациональное осмысление, трансформировать травматические переживания.

Обратитесь к опытному специалисту для работы над истоками зависимостей. Профессионал поможет выявить причины вашей боли и стремления к «спасению», предоставляет методы для проработки травм и способствует развитию самопонимания, эмпатии и уважения к себе.

Вам также может понравиться
Синдром спасателя в психологии: почему некоторым нравится «причинять добро»

Синдром спасателя в психологии: почему некоторым нравится «причинять добро»

Навязчивые мысли в голове: как справиться с внутренним диалогом

Навязчивые мысли в голове: как справиться с внутренним диалогом

Модели отношений: виды и особенности

Модели отношений: виды и особенности

Девиантное поведение: причины, признаки и последствия

Девиантное поведение: причины, признаки и последствия

Как мотивировать себя на работу, похудение, учебу и спорт

Как мотивировать себя на работу, похудение, учебу и спорт

Почему важно уметь признавать свои ошибки

Почему важно уметь признавать свои ошибки

Обесценивание и причины его возникновения

Обесценивание и причины его возникновения

Трудности коммуникации: причины, признаки, советы

Трудности коммуникации: причины, признаки, советы

Ксения Мосунова Клинический психолог
Ксения Мосунова печатает ...
Получить портрет бесплатно