Только до 23.02
Онлайн-марафон «Сила рода»
Примите участие и получите подарки
Примите участие в онлайн-марафоне «Сила рода» и получите подарки
Принять участие
Хочу здесь учиться
Заказать звонок

Потребительское отношение: понятие, причины, последствия

21.01.2025
1134
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 21.01.2025
Сохранить статью:
Потребительское отношение

О чем речь? Потребительское отношение — ситуация, когда человек рассматривается не как личность с уникальными чувствами и желаниями, а как инструмент для достижения своих целей, причем это явно не демонстрируется, чтобы жертва ни о чем не догадалась.

Как проявляется? Потребительство прослеживается в манипуляциях, обмане, использовании в корыстных целях. Оно подрывает доверие и вызывает чувство эксплуатации у тех, кто ему подвержен. Нужно уметь распознать его и вовремя остановить.

Что значит потребительское отношение

Термин «потребитель» давно вышел из области товарно-денежных связей. К сожалению, потребительство встречается и в сфере человеческих взаимоотношений. Зачастую люди видят в других источник выгоды и инструмент для достижения собственных целей либо же просто вещь.

Что значит потребительское отношение

Источник:freepik / freepik.com

Средний уровень дохода жителей нашей страны вырос, поэтому изменилась и оценка того, что мы приобретаем. Сейчас вряд ли человек будет тратить время и силы на то, чтобы починить какой-нибудь предмет одежды, посуды или интерьера. Легче выбросить и купить новое.

Это и есть потребительское отношение. И если касательно неодушевленных предметов его еще можно принять, то в причастности к другим людям ситуация превращается в серьезную проблему.

К психологам часто обращаются клиенты с жалобой на то, что в партнерстве чувствуют себя использованными. Например, сталкиваются с неблагодарностью, критикой, равнодушием, агрессией и в итоге чувствуют себя ненужной игрушкой, обычной вещью.

Самый экологичный вариант — выйти из таких отношений, однако не всегда хватает сил, смелости и решительности это сделать.

Виды потребительского отношения в обществе

Не все потребители ведут себя одинаково, отсюда разные виды токсичных взаимоотношений. Их главной особенностью является то, что один из партнеров старается максимально удовлетворить свои желания за счет другого. В ход идут манипуляции, угрозы, унижения, обесценивания и другие неприятные инструменты.

Виды потребительского отношения в обществе

Источник: freepik / freepik.com

Сразу стоит отметить, что так или иначе с потребительским отношением мы сталкиваемся ежедневно: мы что-то от кого-то хотим и при помощи различных средств это получаем. По тому же принципу другие люди что-то получают от нас. Это абсолютно нормально, поскольку мы живем в социуме и стремимся к взаимовыгодным связям. Однако проблемы начинаются, когда интересы одной из сторон перестают учитываться.

Итак, потребительское отношение — что это? Ниже представлено лишь несколько примеров:

  • В любовных и романтических союзах.

Когда, например, женщина вступает в отношения ради материальной выгоды, а мужчина — ради удовлетворения своих физиологических потребностей, таких как еда, секс и другие. Бывают и обоюдные товарно-потребительские связи, когда пара вместе лишь для галочки, потому что оба от этого союза получают собственные выгоды.

  • В детско-родительских отношениях.

Часто потребительство демонстрируют дети, которые всячески обесценивают труд и вложения родителей в их воспитание. Мама и папа не получают благодарности, а сталкиваются лишь с несправедливыми обвинениями и грубостью.

  • Дружба.

Потребителями могут быть и товарищи. Такие многим знакомы: они общаются лишь тогда, когда им самим это нужно. Например, у них что-то случилось, и они нуждаются в эмоциональной или финансовой поддержке. Или такой человек будет пытаться с вами сблизиться, если поймет, что вы можете помочь ему заполучить проект или сделать ремонт дома. А в обычной жизни про дружбу он попросту забывает.

Улучшите свои отношения и финансы, измените свои родовые программы за 1 месяц
author
Ксения Мосунова
Клинический психолог

Более 12 лет опыта в работе с Родовыми программами и сценариями
Ваше прошлое – это ключ к будущему. Ваши проблемы могут быть связаны с Родовыми сценариями, передающимися из поколения в поколение. Измените свою жизнь, освободившись от негативных сценариев Рода.
Наша подборка поможет вам выявить основные аспекты, которые сдерживают вас, и начать работу с родовыми сценариями. Да, это бесплатно! Скачайте руководство и начните внедрять проверенные техники уже сегодня!
author
Ксения Мосунова
Клинический психолог

Более 12 лет опыта в работе с Родовыми программами и сценариями
  • Потребительское отношение к работе — тоже дело нередкое.

Оно может исходить как сверху, так и снизу. Например, топ-менеджер может не учитывать интересы своих сотрудников. Команда воспринимается не как ценный ресурс, а как просто средство для достижения цели. Бывает так, что руководитель всегда идет навстречу своим подчиненным, а кто-то из них пользуется добротой и отзывчивостью — срывает сроки, опаздывает, постоянно отпрашивается под разными предлогами. Это тоже разновидность потребительского отношения.

Практически всегда жертва чувствует, что ею пользуется. Когда потребительство начинает переходить границы, необходимо решительно ставить точку. Либо менять стиль общения, либо в принципе прекращать взаимосвязь.

Причины потребительского отношения

Человек, который столкнулся с таким отношением, всегда задается вопросом: «Почему так произошло?». На самом деле причины могут быть разными:

  • эгоизм (полное игнорирование желаний, переживаний и потребностей других людей);
  • отсутствие эмпатии (неумение понять и принять чувства человека);
  • особенности воспитания (взросление в семье, где значимые взрослые считали нормой проявлять потребительское отношение к другим);
  • социальное давление (успех и статус ставятся выше человеческих взаимоотношений);
  • личностные особенности (различные психологические травмы и расстройства, способствующие манипулятивному поведению).

4 признака потребительства во взаимоотношениях

Испокон веков любые отношения складывались по взаимодополняющему принципу, то есть у каждого человека был определенный функционал. Например, в жены выбирали здоровых и хозяйственных женщин, а в мужья — работящих мужчин. Это эволюционный механизм, необходимый для того, чтобы родить и воспитать потомство. Следовательно, наличие его — абсолютно нормально.

Проблемы начинаются тогда, когда человека полностью заменяет его функция. Во избежание этого рассмотрим несколько определений потребительского отношения:

Деловой подход: «Ты — мне, я — тебе»

  • «Если тебя повысят, я начну готовить дома»;
  • «Если ты похудеешь, я возьму нам билеты в отпуск»;
  • «Приду домой вовремя, если ты не будешь донимать меня лишними вопросами».

Договоренности в отношениях — это хорошо и во многом облегчает коммуникацию. Однако важно понимать разницу: когда ваши условия направлены на достижение общих целей, а когда — только ваших, в ущерб партнеру.

Долженствование: «Мужчина должен…», «Женщина должна…»

Безусловно, у каждого из нас есть образ идеального партнера. Женщина должна быть заботливой, понимающей, внимательной, хозяйственной, при этом веселой, легкой и интересной. А мужчина — ответственным, решительным, состоятельным защитником и добытчиком.

Но люди не роботы. Бывает так, что женщине больше нравится работать, а не готовить ужины. Кулинарию она делегировала помощнице. Да и мужчина может проявить слабость и совсем не соответствовать образу рыцаря-добытчика. Ожидания рушатся на глазах. Что тогда?

4 признака потребительства во взаимоотношениях

Источник: freepik / freepik.com

Либо корректировать свои желания и принимать партнера с «базовыми настройками», либо пытаться изменить близкого человека и довести его до идеала. Второй вариант как раз-таки про потребительское отношение.

Критичность

Если человек относится к партнеру с претензией, то смотрит на него как на вещь или товар. Согласитесь, когда мы хотим приобрести услугу, нам важно качество. Так и в любовных союзах — люди требуют обслуживания по высшему разряду. А не получая его, критикуют и ругают:

  • «Ты же мужик! Ты должен уметь чинить краны и прикручивать полки. Почему ты не рукастый?»
  • «Женщина должна быть нежной и ласковой, а ты напористая и наглая, как мужик!»

Да, какие-то черты в партнере могут не нравится, но тактичный человек всегда сможет сказать об этом без упреков и обвинений. Манипулятор же, который относится потребительски, будет вести себя так, будто вы предоставляете ему услугу и должны все сделать идеально.

Игнорирование интересов другого

  • «Ты — просто замечательная, но я не готов к серьезным отношениям»;
  • «Дело не в тебе, дело во мне…»

Если ваш возлюбленный говорит подобные фразы, то какими бы вы идеальными ни были, всецело он вас не выберет. Интеллект, красота, стройность и успех вряд ли помогут. Секрет в том, что ему комфортен тот формат отношений, который есть на данный момент. Он получает все, что ему необходимо, и хочет оставить все как есть.

Если это желание обоюдно, то это прекрасно. Но если одному из партнеров больно, некомфортно, грустно в сложившейся ситуации, поскольку его интересами пренебрегают, то речь идет о потребительстве. Нужно что-то менять.

Глобальные последствия потребительского отношения в обществе

Потребительство возникло, прежде всего, как реакция на повышение благосостояния общества. Люди стали больше зарабатывать, легче тратить и меньше ценить как материальные, так и нематериальные блага. У потребительской эпохи есть плюсы. К ним можно отнести, например, экономическое развитие, создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни.

Но есть и отрицательные черты.

В первую очередь это истощение природных ресурсов. На производство абсолютно всех товаров требуются свет, вода и другие ресурсы. В век потребления в разы увеличились вырубки лесов, объемы технических выбросов в атмосферу, количество добытых ископаемых. Потребительское отношение человека к природе грозит загрязнением мирового океана, изменением климата, вымиранием животных и другими страшными последствиями.

Но потребительство к природному миру — это еще не все. Из-за того, что жители некоторых стран и континентов имеют доступ к различным благам цивилизации, товарам и услугам, а другие — нет, увеличивается социальное неравенство. Из-за этого усугубляются классовые противоречия в обществе.

Как решить проблему потребительского отношения

Проблема такого отношения к людям, природе, культуре, миру стоит остро. Чтобы преодолеть ее, необходимо начать с себя.

Примерный алгоритм:

  1. Осознать свои ценности и приоритеты.
  2. Относиться к другим людям экологично: с эмпатией и уважением.
  3. Выбирать товары и услуги, которые соответствуют принципам устойчивого развития. Это — продукция из переработанного сырья либо в биоразлагаемой упаковке; техника с низким водо- и энергопотреблением; организации, жертвующие часть прибыли на благотворительность.
  4. Всячески поддерживать инициативы, направленные на защиту окружающей среды и поддержку социально уязвимых групп.
  5. Духовно расти и осознавать свою связь со всем окружающим миром.

Как решить проблему потребительского отношения

Источник: rawpixel.com / freepik.com

Помимо общих правил в отношениях также важно соблюдать следующие принципы:

  1. Если вы уже выбрали партнера, то не пытайтесь его переделать. Принимайте человека со всеми его особенностями характера.
  2. Относитесь бескорыстно и открыто.
  3. Постоянно ищите новые точки соприкосновения — искренние разговоры, общие хобби, новые впечатления. Все это сближает и помогает увидеть в человеке человека.

Такое взаимодействие наполнено теплом и любовью.

Часто задаваемые вопросы о потребительском отношении

Какой можно употребить синоним к потребительским отношениям?

Это наплевательские, циничные, равнодушные и нездоровые взаимоотношения. Их также можно назвать прагматичными, расчетливыми и утилитарными.

Почему невозможны отношения с потребительским настроем?

Если в паре один потребитель, а второй — жертва, то рано или поздно второй почувствует себя использованным. Если же оба партнера настроены потребительски, то они расценивают отношения как бизнес — стараются меньше вложить и больше получить. В итоге появляются взаимные упреки, обвинения и критика. Чаще всего люди говорят друг другу примерно следующее: «Ты ничего не делаешь для отношений! Они держатся только на мне!».

Как понять, что находишься в потребительских отношениях?

В союзе, построенном на взаимном желании быть вместе, не приходится выпрашивать любовь, заботу и внимание. Это априори есть. Если же вам нужно заслуживать хорошее, доброе отношение, то это не любовь. Либо же, если вы сами проявляете нежные чувства только после того, как партнер что-то сделает для вас, то и в этом есть корыстный умысел. Чаще всего это созависимый сценарий, в котором оба страдают.

Как понять, что находишься в потребительских отношениях?

Источник: rawpixel.com / freepik.com

Потребительство проявляется по-разному. Человек может относиться таким образом к работе, миру, другим людям. Из-за этого возникают дисгармония и неудовлетворенность. Важно стремиться к более экологичному общению с окружающими людьми и более ответственному потреблению материальных благ.

Вам также может понравиться
Обесценивание и причины его возникновения

Обесценивание и причины его возникновения

Трудности коммуникации: причины, признаки, советы

Трудности коммуникации: причины, признаки, советы

Обязательства в отношениях: как паре прийти к согласию

Обязательства в отношениях: как паре прийти к согласию

Ребенок боится темноты: причины, помощь, профилактика

Ребенок боится темноты: причины, помощь, профилактика

Положительные черты характера ребенка: какие качества помогут в жизни

Положительные черты характера ребенка: какие качества помогут в жизни

Человек забрал энергию: как ее восстановить?

Человек забрал энергию: как ее восстановить?

Почему человек не смотрит в глаза: 5 основных причин отсутствия зрительного контакта

Почему человек не смотрит в глаза: 5 основных причин отсутствия зрительного контакта

Почему меня игнорируют и как с этим бороться

Почему меня игнорируют и как с этим бороться

Ксения Мосунова Клинический психолог
Ксения Мосунова печатает ...
Получить портрет бесплатно